Опять Новосибирский РПИ

На этот раз прошло указание указывать в поле EET/ не код местного диспетчера, а код Новосибирского РПИ UNNT...

Позывные для Новосибирского РПИ

В этом регионе диспетчера требуют для зоны С наличие позывного...

Новый способ контроля ИВП

Столкнулся с новым (для меня) способом контроля Использования Воздушного Пространства.
Нарушение фиксируется через сотового оператора. И это является доказательной базой...

Парапланы, «Чингизхан» и гроза!

(перелет Первушино – Восток с возвращением)

Многокилометровые маршрутные перелеты на мотопарапланах стали проводится нашими пилотами все чаще. Накапливается опыт, повышается мастерство.

7-го августа 2020 года группа мотопарапланеристов прошли 260 км по маршруту Первушино – Бирск – Бураево – д.Восток. Там была дневка. И вечером возвращение на аэродром Первушино. Инициаторами перелета были Равиль Исмагилов и Юрий Кожевников.


Воздушные съемки - Равиль Исмагилов и Рамиль Ганиев.
Наземные съемки – Камиль Нагуманов, семья Муслуховых
Монтаж - Равиль Исмагилов
Хронометраж - 10 мин.


Участники перелета

  • Равиль Исмагилов
  • Юрий Кожевников
  • Рамиль Ганиев
  • Алексей Мясников
  • Денис Пущенко
  • Артем Шураков

Наземная группа сопровождения и подбора

  • Елена Шайхутдинова
  • Камиль Нугуманов

* подача уведомления на Использование Воздушного Пространства в Самарский ЗЦ производилась через сайт paraplan02.ru


Краткое описание перелета

Старт с аэродрома «Первушино» в 5:20. Через 40 минут полета посадка на промежуточной площадке под Бирском в 6:20. Здесь произвели дозаправку. Через час в 7:20 взлет. В Бирске к группе присоединился Равиль. В Бураево приземлились в 8:15. После дозаправки и отдыха через час в 9:20 старт в направлении деревни Восток. В 11:00 группа приземлилась на площадке в деревне Восток.

Там была дневка. Об отдыхе, меде, молоке, мясе с камнями и прочей культурной программе участники сами расскажут ниже.

В 19-40 группа в полном составе стартовала и разделилась. Равиль полетел «домой» в Бирск. А основная часть пилотов полетела на «Первушино».

При подходе к «Первушино» пилотов накрыла быстро сформировавшаяся мощная гроза. Которая доставила неприятные моменты всем участникам перелета. В 21:30 все благополучно приземлились.


Впечатления участников

Ниже приведены впечатления участников. Они были записаны сразу после перелета. Поэтому местами эмоциональные и несколько сумбурные. Но это самые свежие впечатления.


Юрий Кожевников (о крайнем переходе)

Крайний перелёт оказался самым интересным.

На Востоке (деревня) с Равилем договорились, что, если путевая скорость будет около 70-80, то основная группа в Бирск не залетает на дозаправку, а летит сразу в Первушино. А это 106 км.

Так и произошло. Равиль полетел в Бирск один, вдоль дороги. Но на пути была подковообразная грозовая туча. Он решил не рисковать, сел у дороги, где его и подобрал дозаправщик Камиль из наземного сопровождения.

Самая стрёмная ситуация была у Дениса у него оказался очень большой расход топлива в районе 5-6 л. Поэтому он летел далеко впереди благо у него скоростное крыло Zorro. В итоге он приземлился на трассе, дозаправился взлетел и полетел дальше. Такой молодец! Я в шоке!

Все летели, используя программу xctrack.

Ветер был сначала попутно боковой. Затем боковой. Потом попутный на завершающем этапе. Я смотрю, кроме Дениса, все летят строго по стрелке в xctrac-е, не делая упреждение на боковой ветер. Поэтому трэк у них получается дугообразный. Т.к. их сдувает, хотя нос всё время направлен на точку финиша.

По рации скорректировать их в этом было совершенно нереально. Слышимость была отвратительной. Решил личным примером показать, как надо лететь. Но тут Роман перехватил инициативу и принял тоже вполне правильное решение -лететь не по прямой к финишу с небольшими отклонениями на безопасные участки, а полететь конкретно вдоль трассы. Тем более что их уже снесло к ней.

Таким образом группа разделилась на четыре части: Равиль домой в Бирск, Денис далеко впереди, я по прямой к Первушино. Но сначала, пока они летели за мной спиралями (я) ждал остальных. Потом их снесло по ветру, и я их потерял. Только по радио связи от Артёма понял, что они летят вдоль трассы.

Возвращаться к группе мне уже не имело смысла. Путевая скорость была около 86 км, т.к. ветер был попутный. И до Первушино оставалось около 28 км. А это всего 20 минут полета. И даже если бы я полетел к трассе, не факт, что нашел бы их.

Поэтому в принципе все поступили правильно. Но главный вывод из всего этого «надо делать устойчивую связь, без связи такие перелеты ты чреваты неприятностями». И второй вывод: «у всех должны быть крылья с одинаковыми скоростными характеристиками». А в этот раз у троих были скоростные крылья, у троих медленные. Поэтому нам приходилось ждать их и летать вокруг них кругами.


Артем Шураков

Меня зовут Артём, летаю с парамотором недавно, с начала 2020 года. До этого 3 года летал свободником в Башкирии и горах Кабардино-Балкарии.

Увидел предложение о групповом перелёте и не смог устоять. И так, идея была в совершении однодневного перелёта с посадками и дозаправками, с последующим возвращением в место первого вылета. Т.е., перелёт по треугольному, замкнутому маршруту. Вылет был спланирован на 7 августа в 4.30 утра с аэродрома Первушино, близ города Уфа. Первостепенная задача участников была в полной подготовке к перелёту, чем я и занялся. Проверил болтовые соединения своей установки, дополнил её небольшой сумкой, прикрепив её к раме с лева от сидения, в которую поместил литр 2Т масла и необходимую мелочёвку. Зарядил и проверил две рации, повербанк, АКБ экшн камеры, смартфон и запасной, резервный мини планшет. Настроил маршрут в программе XCTrack. Ну, и в классике жанра, поспал перед выездом примерно минут 40...

Проснувшись в 2.30 ночи, умылся, собрался и погрузил всё в машину. По пути заехав на заправку, отправился на аэродром Первушино.

Прибыл на место первым. Было темно и без людно, лишь свет горел в будке охранника. Первым меня встретила привязанная собака своим не громким и не торопливым лаем. Немного подумав и побродив, подошёл к охраннику, рассказал ситуацию. Он открыл мне проезд в аэродром. Заехал и встал возле ангара №1. Вокруг темно и некого кроме меня и охранника, что делать дальше? По инструкции-то понятно - раскладываться, отвезти машину на стоянку и готовится к взлёту. Вот только где именно? Пришлось звонить Юнкову и запрашивать дополнительные инструкции. Немного погодя подъехали Денис, Алексей и Юра.

Под светом фар от машин мы готовились к вылету. Пока возились время шло и постепенно светлело. Первыми стартовал Алексей, за ним Денис. Я с Юрой немного задержали пилотов - не с первого раза я взлетел. Я до этого 3 года летал свободником, а в парамоторщики я заявился недавно. Мышечная память делала своё дело. И по привычке я стартовал неправильно - тягу включал поздновато и ждал выхода крыла над головой. Юра взлетел тоже не сразу. Видимо на разбеге споткнулся и упал. У него еще были проблемы с наушниками в шлеме, решал эту проблему. Алексей и Денис всё кружили над нами и в тихую посмеивались, может и не в тихую :D.

Наконец-таки, оказавшись все в воздухе. По-местному в 5:40, полетели по маршруту из Первушино в Бирск. Погода была спокойная, достаточно теплая. Летели на некотором отдалении друг от друга, но держались в достаточной видимости. Полёт длился один час и за это время я пролетел 54 км. В Бирске нас ждала машина сопровождения, которая везла нам бензин в канистрах и масло, для тех, у кого не было своего или не хватало.

Посадка была на небольшом участке поля, окруженного лесом с одной стороны и жилым массивом с другой. Перед посадкой был встречный ветер, который не дал мне пробиться на затянутых триммерах, и я просто висел в воздухе. Далее я опять отпустил триммера, снизился на высоту, с меньшей силой встречного ветра и произвёл посадку.

Немного отдохнули, заправились, прошли новый инструктаж по месту взлёта. Взлёт необходимо было произвести с небольшим пробегом и без ошибок, т.к. впереди, на траектории взлёта были ЛЭП.

Было не привычно. Я в таких условиях стартовал в первый раз. Взлетел с первого раза в 7:20 и без проблем набрал необходимую высоту.

Путь далее лежал к посёлку Бураево. Весь полёт происходил с попутным или попутно боковым ветром и скорость моя в среднем была 50-60 км\ч. У некоторых крылья были более быстрые и они могли развивать большую скорость. Но и расход топлива увеличивался пропорционально скорости. В следствии этого, более скоростным пилотам приходилось ждать "тихоходов", то и дело, совершая развороты и кружа вокруг. Я был в списке тихоходов, но не на последнем месте ! :D. Второй полёт занял один час с небольшим и я преодолел за это время 56 км. Полёт проходил в спокойном режиме.

Долетев до заданной точки, близ посёлка Бураево, мы немного покружили, выискивая машину сопровождения. Но не найдя её, решили садиться. Вообще все посадки производили достаточно кучно в одно место, что было хорошим показателем мастерства группы пилотов.

Далее по плану очередная заправка и полёт по маршруту, в деревню Восток. Я взлетел в 9:25, не с первого разу. Были зацепы строп за достаточно толстую, скошенную траву. Ну, и стиль свободника играл свою роль, хоть я и старался следовать стилю взлёта парамоториста. Просто надо набраться опыта и довести до автоматизма, вот и всё. По плану необходимо было лететь на небольшой высоте, примерно 100 метров от земли. На этой высоте был необходимый нам попутно-боковой ветер, который экономил нам топливо и время. Я летел со средней скоростью 40 км\ч. Позднее я нашёл высоту с более лучшим попутным ветром, которая была выше 450 метров. И летел уже со средней скоростью 50 км\ч, обогнав некоторые более быстроходные крылья. Т.к. они летели в другом, боле медленном воздушном слое. Полёт длился один час тридцать минут. Пролетел я 61 километр.

У пилотов был выбор посадки, либо на небольшой участок земли (огород), либо в поле, на удалении одного километра от базы. Посадка усложнялась тем, что надо было заходить над лесом на минимальной высоте, перелететь через ЛЭП и сразу садиться на участок 50 метров в штиль. Дальше шел лесной массив. Т.е. место посадки было окружено по периметру лесом и домами… В общем, отрабатывали посадку на точность ! :D.

В итоге все решили садиться на участок. Лишь у Дениса закончилось топливо, и он сел на соседнем участке. А все остальные, как и планировалось, сели без проблем. Приземлились все примерно в 11 часов.

Кстати участок принадлежал пилоту Равилю, участнику перелёта. Равилю огромная благодарность за предоставленные удобства, дом, стол, душ, чай, мёд и многое другое. Прилёту нашему были рады не только мы, но и жители этой деревни. Они такое событие видели в первый раз и радостно наблюдали за нами. Благодарили нас за «представление» :D. Одна бабушка угостила тремя литрами свежего молока, другая чашей мёда. Им огромная благодарность. Все расположились. Вынесли в тенёк стол, стулья, вкусили сочную дыню. Организовали чай с мёдом, вели беседы.

Я в первые узнал и увидел дом, в котором были особым образом сконструированы две кровати, напоминающие ящик с крышкой, под которой были пчёлы. Они там жили и производили мёд. А выход для пчёл наружу был в стенах дома. Такая конструкция задумана с целью единения человека с природой. Лежа на такой кровати можно чувствовать вибрации пчёл. Такое воздействие на человека оказывает лечебное свойство как для тела, так и для духа. Пчёлы производят вибрации высокой частоты. Не буду вдаваться в подробности, но с этой темой я знаком. Если вкратце, то чем выше частота вибраций - тем выше осознанность…

Все распределились и занялись своими делами. Кто-то поехал искать крупную гальку для будущего блюда "Чингисхан" и возможность искупаться. Кто-то пошёл спать. Кто-то гонять чаи и вести беседы, я был в их числе.

Был приготовлен вкусный обед. Вкушали варёную картошку с луком и маслом, сало, хлеб, овощи, сухари и много других вкусняшек. Позднее, по приезду Лены, сделали интересное блюдо "Чингисхан". Смысл его в том, что мясо готовиться вперемешку с крупной галькой в казане и на костре. Тем самым, по словам вкусивших данное блюдо, получается неповторимый аромат и вкус, который не повторить на обычной сковородке. Я лишь наблюдал за ребятами, быстро уплетающими данное блюдо, т.к. я веган :). Позднее нас угостили квасом из берёзового сока на хлебе (могу ошибаться). Было очень вкусно! Потом угощали ребят айраном. Было на столько всё классно, гостеприимно, вкусно...Огромная всем благодарность от меня за это! Ребята чудесные!

Хорошо отдохнув, начали собираться в крайний на тот день перелёт из деревни Восток обратно домой.

Было решено всех пилотов вывезти на поле, близ деревни Восток, и оттуда произвести вылет. По плану, после взлёта каждый пилот должен был сделать выбор для себя по какому из двух маршрутов лететь: либо до Бирска и там произвести дозаправку и дальше лететь до Первушино. Либо сразу, минуя Бирск, взять курс до Первушино. Решающим фактором была скорость попутного ветра. А крайней точкой выбора направления была деревня Дюртюли. В итоге Равиль полетел в Бирск. А а все остальные в Первушино, т.к. по расчёту, попутный ветер был достаточным для такого перелёта.

Группа пилотов начала разделяться по направлению. И более скоростные стали улетать вперёд, через какое-то время скрывшись из виду. Я летел со средней скоростью 50 км\ч и на некотором расстоянии наблюдал Алексея. Примерно на пол пути попал в хорошую турбулентность, т.к. пролетал под облаком и обходить его было долго. Я активно управлял им (крылом), компенсируя болтанку. Были и провалы и потряхивания, но крыло не складывало вообще, что говорит о хорошей пассивной безопасности крыла Paraavis Acrobat.

Лена по рации попросила всех пилотов, каждые 10-20 минут, отчитываться о полёте, что мы и делали. Пролетая над Кушнаренково, было принято решение держаться ближе к трассе, т.к. погодные условия ухудшались и на горизонте развивалась сильная гроза, которая могла повлиять на дальнейший наш маршрут. Я принял решение лететь дальше в Первушино, т.к. исходя из показаний прибора по силе и направлению ветра и нашему курсу полёта, гроза должна была двигаться от нас. Я сообщил эту информацию по рации и продолжил полёт. У Дениса, близ Кушнаренково, закончилось топливо. И он сел на дозаправку, благо у него с собой было 5 литров на запас. Произведя заправку, он взлетел и продолжил лететь в Первушино. Оставалось уже не много, около 20 км до точки посадки. В прямой видимости были два пилота. мы втроём летели на небольшой высоте вблизи трассы, дабы иметь возможность быстро приземлиться и ждать машину сопровождения.

До Первушино оставалось уже немного, километров восемь. Смеркалось быстро, т.к. тучи были достаточно развиты и перекрыли солнце. На горизонте во всей красе сверкали молнии! Много молний! Было одновременно и завораживающе красиво и волнующе. Ведь курс лежал уже прямо в сторону этой грозы.

Я решил немного срезать через деревни и не лететь над трассой, что и помогло мне. Повернув напрямую в сторону Первушино, я лёг на курс со встречно боковым ветром, что вдвое снизило мою скорость и повысило расход топлива. Но я боялся, если полечу вдоль трассы дальше, то топливо так и закончиться, не позволив мне долететь до конца. Чуть позднее, после поворота, я увидел в поле севшего Алексея, не далеко от Подымалова. Он решил сесть, не дожидаясь истощения бака.

До финиша оставалось меньше километра, и я начал пересекать границу грозового фронта, о чём я был немедленно оповещён крылом надо мною. Началась болтанка в воздухе и затягивание наверх под 3,5 м\с. Я сбросил газ почти полностью и моё внимание сконцентрировалось на активном управлении крыла.

Было уже темно. И я лишь мог наблюдать огни света на земле и приборы на кокпите. И вдруг я чувствую, что падают обороты. Делаю нажим на РУДе, и мелькает мысль: топливо, не уж то всё, закончилось! Двигатель глохнет. Я немедленно сообщаю в рацию об этом. Смотрю на приборы. Курс определяю визуально – Первушино (точнее его огни света). И дальше лечу уже в тишине, параллельно активно управляя крылом и не теряя из виду огни Первушино. Туда уже успели приземлиться Денис, Юра.

Денис выехал мне на встречу, я увидел его машину по свету фар. Он хотел проехать мне на встречу. Но уперся в овраг и не знал где объехать его. Я всё ближе подлетал к Первушино и следил за показаниями высоты над землей на экране моего прибора. Уже видел дорогу близ Первушино. И немного виднелось поле. Высота была уже не большая. Затянув триммера, вывесившись, я приготовился к посадке, которая не заставила себя долго ждать. Покачиваясь я приземлился достаточно плавно, на земле ветра не было. Об успешном приземлении я оповестил в рацию, тем самым успокоив остальных. Оценив расстояние до Первушино, я быстро взял крыло в розочку и быстрым шагом дошёл до места посадки. Благо идти было не далеко, каких-то метров сто.

Меня по приходу встретили. Скинул с себя установку, быстро сходил до машины и пригнал её к месту, где оставил своё снаряжение, ачал быстро собираться. Как закончил сборы и уложил всё в машину, начал немного моросить дождик. Немного погодя привезли Алексея.

После, как все собрались, поздравили друг друга с перелётом и с радостью в глазах. А кого-то еще и не покидала эйфория полёта! Пожелали удачи друг другу, прыгнули в свои машины и поехали по домам. Меня отпустило только утром! Таких приключений у меня еще не было  и я не планирую на этом останавливаться…